» » Чего ждать автомобилистам от новой страховой реформы

Аналитика

Чего ждать автомобилистам от новой страховой реформы

Чего ждать автомобилистам от новой страховой реформы

Между тем на горизонте возникли новые корректировки — Минфин предложил провести либерализацию системы и поменять условия начисления тарифов. Потолок тарифов по-прежнему будет регулироваться государством.Основная идея — право страховщиков самостоятельно устанавливать коэффициенты, но они смогут воспользоваться им только в одну сторону, то есть лишь опустить.

 

Бизнес в убыток

 

Что вполне объяснимо с учетом постоянных жалоб страховщиков на убытки, а автовладельцев — на общее несовершенство новой системы.По сути, государство постоянно зондировало почву на предмет грядущих изменений, тем самым готовя граждан к мысли об их неизбежности — в точности как с пенсионной реформой. О либерализации тарифов ОСАГО в последние годы говорилось неоднократно.

 

В апреле сообщалось, что сфера ОСАГО полностью убыточна для страховых компаний — операционные расходы превышают доходы, а выигрыш от инвестиций перекрывается инфляцией. На эту тему есть и альтернативные точки зрения, но как бы то ни было, недовольство страховщиков, обоснованное или нет, — реальный факт, который трудно игнорировать.

 

Однако тогда идея состояла в том, чтобы сами страховщики разработали конкретные предложения по начислению тарифов и коэффициентов. ЦБ согласился с необходимостью реформировать систему еще в конце 2015 года. Сейчас же за дело взялось государство.

 

Либералы при ОСАГО

 

С другой стороны, министерство финансов считает необходимым ввести прямую зависимость между коэффициентами и соблюдением страхователем правил дорожного движения. Согласно предлагаемым поправкам в закон об автостраховании, ближайшие годы — переходный период к полной либерализации. Страховщики получат право устанавливать тарифы самостоятельно, но будет определен потолок. Коэффициенты, опускающие стоимость полиса, могут применяться всеми страховщиками, но и только. При этом установку на машины оборудования, которое будет это отслеживать, возложат на страховщиков.

 

Лимиты выплат пострадавшим вырастают до двух миллионов рублей, а договоры могут заключаться более чем на год. Сейчас лимит не превышает 500 тысяч рублей, так что страховщики вряд ли обрадуются этому предложению.Одновременно высказывается идея, привлекательная для водителей.

 

Еще одно правило, способное изменить равновесие на рынке в пользу автовладельцев, — введение неустойки за просрочку направления клиенту мотивированного отказа в выплате. До 200 рублей в день, но не больше 10 тысяч рублей.

 

Страховщики на данном этапе получат определенную свободу в начислении коэффициентов, правда, для эффективного использования этой возможности им придется проделать серьезную аналитическую работу с учетом вероятности попадания в аварию каждого отдельного клиента.Одновременно стоит задача «повышения качества удовлетворения потребностей страхователей». В целом идея законопроекта состоит в усилении конкуренции на рынке как по ценовым, так и по неценовым факторам.

 

Пять процентов рецидивистов

 

Нынешний рынок обязательного автострахования не устраивает никого, он одинаково плох как для водителей, так и для страховщиков, считает координатор правозащитного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Не существует никакого перераспределения рисков, и возникает много проблем как для страховщиков, так и для автомобилистов. Одно существование коэффициента мощности чего стоит (чем мощнее двигатель, тем дороже полис ОСАГО — прим. «Ленты.ру»)», — рассказал он в беседе с «Лентой.ру».«Сейчас ОСАГО — это страховой Франкенштейн, который слепили из того, что было.

 

«По факту 70 процентов убытков страховщиков по ОСАГО создают пять процентов автомобилистов, многие из которых попадают в аварии до 100 раз в год. Я считаю чудовищным, что это подается под соусом социальной защиты», — говорит он.За них платят оставшиеся 95 процентов. Причем три процента из этих пяти постоянно нарушают правила. Основная проблема в том, что нарушителей и законопослушных граждан стригут под одну гребенку, отмечает правозащитник.

 

Я считаю, что для нарушителей не должно быть верхнего ограничения тарифа. Нужна отмена коэффициента на мощность и территориального коэффициента», — уверен общественный деятель.«Предлагаемые меры — хороший шаг в этом направлении, но ограниченный. Как я могу платить за идиота, который водить не умеет? По словам Шкуматова, ОСАГО должно быть дешевым для тех, кто соблюдает ПДД, и очень дорогим для хронических нарушителей. Тем, кто в аварии 100 раз попадают, — для них стоимость должна быть 10 миллионов рублей. А то, что есть сейчас, — это бред и абсурд.

 

Детали и недоработки

 

Это может навредить всем сторонам.В то же время председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков считает, что никакой спешки в таком тонком вопросе быть не может.

 

Здесь нужна всеобъемлющая реформа. «Проблема тарифов ОСАГО очень сложная. Необходимо понижать тарифы для соблюдающих правила дорожного движения граждан и повышать для нарушителей, а лимиты должны быть привязаны к тарифу. Мы пока не готовы к такого рода реформе», — заявил он.Нужно провести тщательные расчеты, чтобы в итоге было выгодно как страховщикам, так и автовладельцам. Я бы не дергался и не предлагал какие-то отдельные меры. Тарифы не могут просто расти, они должны учитывать индивидуальные показатели.

 

При этом многие вещи, которые должны защищать автомобилистов, зачастую бесправных перед страховщиками, в законопроекте не учтены.

 

Ну напишу я в ЦБ, мне от этого полис все равно не дадут», — возмущается Шкуматов.«Есть нюанс — страховщики по-прежнему не несут ответственности перед гражданами за отказ продать полис, только перед Центробанком. Сейчас же у меня есть обязанность страховаться, а прав нет. Я прихожу в страховую компанию за обязательным полисом, и мне отказывают: «А вот не хотим, идите жаловаться в спортлото».

 

Почему законопослушный водитель должен платить больше?» — задается вопросом правозащитник.«Если ты 500 раз нарушаешь ПДД, то вероятность аварии намного выше. Тем не менее он считает огромным успехом введение «коэффициентов на законопослушность».

 

Есть все основания полагать, что реформа обязательного страхования произойдет не внезапно и водители со страховыми компаниями успеют подготовиться к переменам.В любом случае нынешний законопроект — не более чем черновик, к тому же рассчитанный исключительно на некий переходный период.




Похожие новости

Новости других разделов

Присоединяйтесь

Каждый в меру своего понимания общего хода вещей работает на себя, а в меру непонимания на того, кто понимает больше..

Журналисты

Цитата

Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось научиться жить как люди...

Джордж Бернард Шоу